РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УКЛАДКЕ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРОТУАРНОЙ ПЛИТЫ «НЕОПЛИТ»

Мероприятия по укладке тротуарной плиты

Выбор способа укладки зависит от состояния грунта и последующих условий эксплуатации участка (отмостка здания, пешеходная зона, площадка для проезда и парковки легковых автомобилей или грузовых автомобилей). Вне зависимости от выбранного способа укладки, результат работы зависит от тщательности предварительной разметки и подготовки основания под укладку. Этап разметки площадок и дорожек и подготовки основания является общим для всех типов мощения.

Основные этапы:

- Проектирование - геодезия, планировка, дизайн (рисунок раскладки, цветовые решения); конструктивные решения (основание, дренаж, спецификация элементов благоустройства), рабочие чертежи.

- Расчет стоимости - материалы (брусчатка, бордюры, инертные материалы), стоимость работ.

- Доставка на объект материалов.

- Выполнение работ по благоустройству.

Планирование.

Нарисуйте планировку участка, который необходимо замостить.

Измерьте участок, нанесите размеры на план.

Рассчитайте необходимое количество плитки для укладки, а также необходимое количество сырья для основания.

Разметка дорожек и площадок.

Сначала необходимо разметить дорожки и площадки согласно разработанному плану. Определите направление стока воды. Учтите то, что вода должна уходить по отмостке здания или по дорожке в водоотводные колодцы или на газоны. Уклон можно сделать продольным, поперечным, продольно-поперечным, но не менее 5 %, то есть 5 мм на метр. Направление уклона должно быть таким, чтобы вода стекала с мощения в дренажные системы или на газон, но не к зданию.

Выемка грунта.

Выемка грунта производится с учетом того, чтобы после укладки лицевая поверхность плитки вышла на заданный уровень вашего участка. Образовавшуюся после выемки грунта площадку необходимо выровнять и утрамбовать. Если грунт мягкий, его необходимо увлажнить (пролить водой из шланга) и также утрамбовать.

Подготовка основания.

Самый важный этап в процессе укладки тротуарной плитки – подготовка основания. Правильное основание не позволит дорожке или площадке "просесть" и обеспечит долголетие мощению. Необходимо учесть, что, несмотря на плотные швы тротуарной плитки, основание все равно пропитывается водой. Поэтому в основании нужен водопроницаемый дренажный несущий слой (гравий, щебень). Тогда часть воды с поверхности будет отведена через плитку и несущий слой в почву. Обязательно нужны уклоны и водостоки для отвода излишней дождевой воды. Это нужно, чтобы под тротуарной плиткой не образовалось «болото». Для основного несущего слоя применяется морозостойкий, однородный по зерновому составу материал (щебень, гравий). Этот материал должен быть уложен равномерно по высоте и с нужными уклонами. При обустройстве обычных пешеходных дорожек обычно используется слой 15-30 см. При больших нагрузках несущий слой увеличивается и кладется в 2-3 слоя, при этом каждый слой уплотняется виброплитой или виброкатком.

После выносов уровней высот необходимо снять верхний слой почвы. Затем с помощью виброплиты или ручной трамбовки утрамбовать основание и засыпать выравнивающий слой из щебня.

Все слои основания отсыпать, выравнивать и утрамбовывать, учитывая уклон 5мм на каждый метр!

На предварительно уплотнённый основной слой щебня в качестве выравнивающего (подстилающего) слоя наносится слой песка или отсева фракции 0-5, обязательно чистого (без глины).  Прежде чем укладывать подстилающий слой, необходимо выставить направляющие рейки (маяки) и закрепить при помощи песка или отсева. После выставления направляющих согласно всем уклонам и их закрепления, укладывают подстилающий слой между ними и разглаживают при помощи правила, чтобы плитка, перед тем, как она будет уплотнена, лежала на 1см выше необходимого уровня. После этого направляющие осторожно вынимают, а оставшиеся канавки аккуратно заполняют отсевом или песком.

На уложенный слой наступать нельзя!

Укладка тротуарной плитки.

Укладку начинают:

- От нижней точки

- От оптически важных границ

- От бросающихся в глаза элементов: крыльцо, парадный вход в дом

Ручная укладка плитки производится по диагонали в направлении «от себя», чтобы не нарушить подготовленный верхний слой.

Перед началом укладки первого ряда плитки, для соблюдения точного расположения швов необходимо натянуть шнур во всю длину и ширину данного объекта. После этого, придерживаясь шнура, приступайте к укладке. Проверку расположения и прямолинейности швов рекомендуется выполнять через каждые три ряда уложенной тротуарной плитки. Укладка выполняется при помощи резинового молотка (киянки) лёгкими ударами по плитке. Каждые 3-5 м² уложенной, но еще не уплотнённой тротуарной плитки её поверхность контролируется при помощи 2-х метрового правила или строительного уровня.

В качестве обрамления мощеных участков следует использовать бордюрные камни. Эти ограждения устанавливают перед укладкой наружной части мостовой, чтобы предотвратить поперечные смещения и осадку камней. По краям размеченной площади выкопайте по натянутому шнуру траншею небольшого размера и глубины (чтобы бордюр входил в эту траншею до необходимого уровня). Основание траншеи необходимо утрамбовать, отсыпать, бордюр установить на бетон. Бордюр может быть видимый или скрытый - это зависит от желания. Если бордюр – скрытый, то верх плитки должен превышать верх бордюра на высоту фаски.

Заделка швов и вибротрамбовка.

После укладки тротуарную плитку нужно тщательно утрамбовать. Это нужно делать исключительно по сухой и чистой поверхности, от краёв к центру. Трамбуют плитку с помощью вибрационных плит (трамбовка подручными средствами без использования виброплиты крайне нежелательна и, с большой долей вероятности, приведет к волнообразности покрытия через какое-то время). Для цветного материала использовать виброплиты с полимерным покрытием. Для качественной работы идеально подойдёт виброплита с рабочей силой 20 КН и рабочей массой до 200 кг. После первого виброуплотнения покрытия на поверхность насыпают сухой просеянный чистый песок, таким образом, чтобы песок легко и плотно засыпался в щели между плитками. Рассыпанный песок разметается равномерно щеткой по всей площади и забивается в швы, «связывая» всё покрытие в единое целое. При заметании швов ни в коем случае нельзя использовать цементо-песчаную смесь! т.к. отмыть ее с поверхности будет очень затруднительно. Затем покрытие еще раз проходится виброплитой и наносится слой сухого просеянного песка. Рекомендуется этот слой песка оставить полежать на некоторое время. После этого нужно ещё раз промести площадку. Песок, засыпае­мый на поверхность и в стыки, должен быть чистым и не со­держать солей, органических материалов и глины, которые могут вы­звать появление высолов и рас­тений.

ВНИМАНИЕ!

-  Не производите укладку в дождливую по­году без специального навеса.

-  Не просыпайте швы смесью песка с цементом.

-  В случае, если Ваш участок имеет «сложный» пучинистый грунт, необходимо учитывать, что его смещение может дефор­мировать плитку. В этом слу­чае выполняется более сложная укладка с подготовкой бетонной подушки в качестве основания, которая гарантиру­ет долговечность.

-  Во время мощения тротуарной плитки укладка должна производиться материалом из разных палет. Это правило относится ко всем цветам. Во время работы всю поверхность плитки нужно прикрывать полиэтиленовой плёнкой, чтобы не загрязнить её грунтом.

 

Мероприятия по эксплуатации тротуарной плиты

Дорожные покрытия из тротуарной плиты обычно светлее, чем, например, асфальтобетонные. Поэтому кроме гигиенического значения их очистка обуславливается эстетическими требованиями. Очистку покрытий от пыли и грязи можно выполнять с помощью тротуароуборочных машин и при необходимости использовать системы для очистки под высоким давлением и уличные пылесосы. Связанные покрытия с водопроницаемыми швами требуется периодически пылесосить и мыть водой под давлением для очистки пористой структуры швов от загрязнений. При очистке водой покрытий любого вида следует следить, чтобы не размывался материал заполнения швов. Для сохранения однотонности цвета камней мощения необходимо следить, чтобы на дорожном покрытии не было разливов маслянистых жидкостей и химических реактивов.

С целью защиты поверхности от пятнообразующих жидкостей и других загрязнений применяются специальные составы – гидрофобизаторы, которые обеспечивают:

- продолжительный грязе- и пятнозащитный эффект в случае масляных и водных загрязнений; упрощение удаления грязи и пятен;

- улучшение внешнего вида поверхности со сдержанным глянцевым эффектом;

- улучшение сочности цвета (небольшой эффект мокрой поверхности);

- уменьшение склонности к выцветанию, загрязнению;

- упрощение удаления наледи.

Зимой, во избежание разрушения декоративного слоя тротуарной плитки и её лицевой поверхности, нельзя использовать для уборки инструменты с металлической рабочей частью или поверхностью. Отвалы снегоуборочных машин должны быть снабжены резиновыми отбойниками. Не рекомендуется использовать противогололедные материал, посыпать дорожки абразивными смесями, содержащими соль. В качестве противогололедных материалов рекомендуется применять мытый речной песок. Для избежание процессов скалывания льда, покрытия следует предохранять от образования на них наледей, для чего уборка снега с покрытий в зимний период должна производиться вслед за каждым снегопадом. При несвоевременном удалении снега с покрытий тротуаров снег слеживается, образуя плотный накат.

Некоторые вопросы эксплуатации, можно решать на стадии проектирования. Например, применение систем снеготаяния исключает механическое воздействие на дорожное покрытие из тротуарной плитки при уборке и вывозе снега, что способствует увеличению срока его службы. Положительный эффект также достигается за счет снижения травматизма и аварийности.

Для борьбы с сорняками в швах между плитами используют гербициды сплошного действия. Обработку следует проводить в сухую безветренную погоду в период интенсивной вегетации (май-август). Гербицид попадает на зеленую часть растения и через 5-10 дней травянистое растение погибает. Через месяц обработку можно повторить. С мхом в швах между плитами/камнями лучше бороться механическим способом.

Перечень необходимых мероприятий по содержанию покрытий из тротуарных плит:

Срок 1-3 месяца

- Проверить заполнение швов

- Устранить возможные местные деформации (просадки, cдвиги).

- Проверить функционирование ливневой системы

- При появлении высолов (белых налетов), при желании улучшить эстетический вид покрытия произвести поверхностную обработку специальными средствами – очистителями и гидрофобизаторами.

-  Удаления семян, cорной травы из швов.

Срок до 1 года

- В этот период времени для дополнительной фиксации песка в швах мощения и защиты швов от прорастания травы могут быть использованы специальные составы – стабилизаторы песка рекомендуется произвести предварительную обработку на тестовом участке покрытия.

Срок от 1 года 

- Один раз в месяц тщательная уборка покрытия щетками или мойка далее при мойке покрытия рекомендуется направлять струю воды под малым углом к покрытию, чтобы снизить до минимума любой риск повреждения швов. После уборки покрытия или мойки следует убедиться, что материал заполнения швов не поврежден. При необходимости восстановить заполнение швов.

- Один раз в квартал обработка швов гербицидом, если имеется нежелательный рост в швах сорняков, лишайников, мхов и т.д.

- Один раз в квартал обработка швов мощения средствами от насекомых (при необходимости).

- Визуальный осмотр покрытия (не менее 1 раза в год) и при необходимости его ремонт.

Удаление высолов и белых налетов

В течение первого (иногда второго) года эксплуатации возможно выветривание бетонных плит/камней, подвергающихся воздействию влаги с переменной интенсивностью и входящего в состав воздуха углекислого газа. Поверхность мощения покрывается белыми инееобразными, кристаллическими солевыми налетами (высолами). Декоративные свойства покрытия при этом нарушаются. Сам по себе белый налет не является дефектом и относится к ненормируемым параметрам при приемке покрытий. Механизм высолообразования на тротуарной плитке заключается в следующем. Свежеприготовленное изделие из бетона обладает системой капиллярных пор, заполненных раствором гидроксида кальция, образовавшегося в результате гидролиза и гидратации. Гидроксид кальция, находящийся на выходе пор, вступает в реакцию с углекислым газом воздуха. При этом образуется карбонат кальция нерастворимый в воде. Некоторое время карбонат препятствует выходу на поверхность гидроксида кальция, накапливающегося в поровом пространстве материала. Однако дальнейшее взаимодействие карбоната кальция с углекислым воздухом и атмосферной влагой приводит к образованию растворимого гидрокарбоната. Последние обстоятельства не препятствуют миграции гидроксида кальция на открытую поверхность мощения, поэтому образование солевых налетов продолжается. В процессе высолообразования участвуют и внешние факторы – сернистый газ, присутствующий в атмосфере, который может изменять состав кристаллизующихся солевых налетов. В качестве вторичных продуктов на поверхности тротуарной плитки могут образовываться карбонаты и сульфаты щелочей с переменным содержанием кристаллизационной воды. Следует учитывать также воздействие на дорожное покрытие кислотных дождей и общее количество атмосферных осадков. В процессе службы мощения ещѐ одним источником растворимых солей может являться цементно-песчаная смесь, на которую может вестись укладка тротуарной плитки. Поэтому, укладка на подстилающий слой из цементно-песчаной смеси не рекомендуется. Противогололѐдные мероприятия, связанные с использованием смеси песка с поваренной солью, могут вызвать не только образование высолов, но и разрушать тротуарную плитку. Для удаления высолов и их профилактики, а также для устранения других загрязнений с поверхности мощения, применяются специальные очистительные средства. Очищаемую поверхность необходимо промыть водой, обильно покрыть чистящим средством и равномерно распределить щѐткой (валиком), пока средство не станет вспениваться. Процесс при сильных слоях загрязнения стоит повторить. После применения, поверхность необходимо промыть водой. Следует избегать контакта чистящих средств с растениями. Для предотвращения образования высолов необходимо исключить возможность вымывания солей из камней мощения. Этого достигают, обрабатывая очищенную поверхность специальными составами – гидрофобизаторами, придающим материалам водоотталкивающие свойства. После обработки вода и загрязняющие жидкости (кофе, масло, нефтяные продукты) не впитываются в поверхность, а стекают с нее. Расход составов зависит от впитывающей способности строительного материала и определяется экспериментально. Некоторые гидрофобизаторы (так называемые – c «мокрым» эффектом) придают поверхности вид от шелково-матового до блестящего, а также легкий влажный эффект. На обработанной гидрофобизаторами поверхности мощения меньше образуется и легко удаляется наледь. При использовании очистителей и гидрофобизаторов следует соблюдать указания производителей составов. Перед началом обработки всего покрытия, следует произвести пробную обработку на небольшом (тестовом) участке.

Дефекты

Наиболее часто встречаемые дефекты дорожных покрытий из тротуарных плит и причины их возникновения, следующие: 

1. Отшелушивание декоративного поверхностного слоя – дефект, который является следствием либо не уплотнения изделий, либо нарушения структуры поверхностного слоя в ходе снятия отформованных и уплотненных изделий с вибрационного лотка и их складирования.

2. Разрушение лицевого слоя  в период зимней эксплуатации покрытия из тротуарной плитки из-за их очистки от ледовой корки с помощью ледоколов и ледорубов.

3. Разрушение тротуарной плитки в местах расположения смотровых и канализационных люков. Это объясняется недостаточной подготовкой основания перед укладкой камней, наличием динамических усилий в местах примыканий.

4. Преждевременные деформации возникает из-за повышенной нагрузки от трафика. Обычно, такие деформации становятся очевидными после длительной эксплуатации. Причины такого явления, как правило, возникают на этапе проектирования. Должны быть выполнены точная оценка ожидаемой нагрузки на дорожную одежду и ее надежный прогноз в зависимости от трафика движения и подтвержденных особенных условий эксплуатации проектируемого объекта. Только соблюдение этих требований приводит к корректному проектированию конструкции, толщины, выбору минеральных заполнителей для швов, элементов мощения и вида укладки.

5. Горизонтальное смещение тротуарной плитки, вызванное несоответствующими материалами швов или не полностью заполненными швами. Горизонтальная нагрузка от трафика может компенсироваться только полностью заполненными швами. Если швы не полностью заполнены или, когда заполнитель швов не соответствует требованиям, относящимся к фракциям, форме элементов или стабильности при раздавливании, элементы мощения будут смещаться в горизонтальном направлении.

6. Колейность. Она вызвана пластической деформацией вследствие периодических нагрузок сжатия с сильными осевыми нагрузками на недостаточно уплотненных слоях основания, ведущих к образованию неровностей поверхности. Длительные постоянные деформации следует отличать от точечных (локализованных или неравномерно распределенных) деформаций, вызванных неравномерно уложенным и/или слишком толстым подстилающим слоем основания. Кроме рассмотренных выше видов повреждения мощения имеется широкий ряд ошибок связанных с несоответствием высотных отметок проектным значениям, нарушением ровности, уклонов и прямолинейности рядов.